Мощение брусчатки и тротуарной плитки

Мощение брусчатки и тротуарной плитки
Цель нашей компании - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания.
Мощение брусчатки и тротуарной плитки


Инструкция по качественной укладке тротуарного кирпича, брусчатки.

1. Проектирование. Начертите план территории под тротуарный кирпич или плитку. Произведите её замеры, рассчитайте нужное количество на м ², и количество стройматериалов для основы (щебень, грунт, песок, цемент, гравий).

2. Размечаем территорию. Забейте колышки по периметру площадки, и натяните шнур в соответствии с проектом. Также определяем высоту угла и уклон для сбегания воды. Выберите способ перевязки швов для мощения. Определите расположение бордюров и уступов с использованием мерных реек.

3. Расчищаем и убираем лишний грунт земли, т. о., чтобы лицевая сторона тротуарного кирпича была вровень уровню проектного участка с учетом всех подстилающих слоев. Разравниваем и уплотняем.

4. Готовим основание. Основание формируется из нескольких слоев, чтоб обеспечить устойчивость по периметру при распределении нагрузки на всю площадь мощения.  Ко всем рядам основы под мощение необходимо соблюдать следующие требования:

а) сохранять морозоустойчивость и способность пропускать воду,
б) обеспечить равномерно распределенную несущую способность,
в) должны быть плоскими, выровнены и уплотнены по заданной высоте каждого подслоя.

Толщина основания соразмерна уровню снятого пласта земли. Подстилающие слои, из которых состоит основание, наполняют различными составами - песок, гравий, щебень.  Могут применяться смеси с коэффициентом зернистости 0,16, 0,32 и 0,45 мм. В зависимости от состава грунтового пласта участка для мощения, и какие механические нагрузки будет испытывать участок при эксплуатации, рекомендуется конкретная толщина и состав постилающих слоев основы. Для участков без движения автомобилей или тяжелой техники требуется – толщина уложенного подстилающего слоя 20 см для песчаного грунта, для глинистого грунта до 40 мм. Для мест автостоянок требуется дополнительно основа из бетона, укрепленная с помощью дорожной и армированной сетки. Перед укладкой каждого слоя предыдущий слой уплотняют поверхностным вибратором. Размер уплотнения обычно составляет 2/3 высоты засыпаемой зоны. При крупнозернистых материалах для засыпания толщина зерен снижается от нижнего слоя к верхнему, а толщина каждой прослойки остается приблизительно одинаковая. Это исключит в дальнейшем различные степени просадки мостовой. Предупредить проседание можно, если равномерно уплотнить нижний грунт основания площадки перед распределением подстилающих слоев.

Помните для качественного мощения очень важны подготовительные работы, уделите тщательное внимание заготовки основания, тогда сам тротуарный кирпич или камень на последнем этапе работы будет выкладываться легко и без усилий, а эксплуатация замощенного участка будет удовлетворять всем нагрузкам и эстетическим свойствам.


5. Установка краевого бордюра. Перед засыпкой последнего ряда основания нужно выложить прочное ограждение края. Оно дает несущую способность территории по плоскости, в случаи при разной высоте с прилегающими участками или при соприкосновении с неукрепленной поверхностью. В качестве опоры заливается бетонная основа, точно вымеряется по шнуру. Определение месторасположения края получаем путем складывания минимального размера укладываемой брусчатки с шириной шва от 3 мм. При определении высоты края площадки предусмотрите наклон для стекания воды минимум 2,5%. Уклон стока соблюдают в направлении вниз от здания. Элементы брусчатки по краю укладываются на бетон-основу вплотную, либо с напуском на швы. По внешней стороне края протягивается шнур для соблюдения правильной геометрии. Швы полностью заполняются затирочным раствором по "свежему". Помимо ландшафтных дорожек, боковую стенку краевого ограждения обязательно упрочняют полосой из строительного раствора. Ограждение края мостовой можно выполнить с использованием самой брусчатки (тротуарного кирпича) или с использованием бордюрного камня. Дизайн выбирается любым.


6. Укладка верхнего опорного слоя. Завершается подготовка основы засыпанием последнего ряда, его также называют несущим, так как является опорным, ровняем и утрамбовываем. Он должен состоять из стройматериалов различной степени зерненности. Причем мучнистая часть не превышает 5%. Правильная высота верхнего опорного слоя, как подстилающего покрытия под мощение, получаем путем сложения толщины балластного слоя после уплотнения и толщины брусчатки. Важно высоту верхнего опорного слоя основы измерять особенно точно и утрамбовывать послойно для достижения сплошной поверхности. Равномерное распределение толщины достигается с использованием шнуровой разметки.


7. Подготовка балластного слоя. Между верхним слоем основы и мощением находится балластный слой, который служит балластом между самим тротуарным кирпичом и основанием. Балластный слой под мощение укладывается из состава смеси коэффициента зернистости 0,4, 0,5 или 0,8 мм. Для этого подойдут фракционные составы, смешанного песка со щебнем (гравия). Его распределяют по поверхности, с помощью разравнивающих реек (правил), установив их на заданную высоту под уклоном, а с помощью шнуровой отбивки устанавливают высоту мощения, затем тщательно уплотняют до 3 мм, допустимо до 5 мм. максимально.


8. Мощение. Рисунок кладки разбивается на участки с помощью шнура, обеспечивая симметричность рядов и ширину швов. На рисунке показана схема рисунка «в елочку» и с направлением швов под прямым углом к стене. При укладочных работах шнуровую разметку всегда используют для проверки соблюдения схемы рисунка тротуарных дорожек. При качественном мощении основание максимально выравнивают и уплотняют. Брусчатку вбиваем в основание при помощи резиновой киянки, таким образом, чтоб исключить образование люфта. Лицевая сторона тротуарного кирпича должна быть на одной высоте с учетом наклона для стекания воды при осадках. При образовании люфта, поднимите брусчатку на необходимом участке и выровняйте основание. Укладывают тротуарную плитку всегда вперед от уже замощенной площади. При укладке последующих рядов брусчатки выравнивание по горизонтали по отношению к предыдущему ряду происходит с использованием уровня и правила (выравнивающей рейки) проверяйте обязательно соразмерность поперечных швов. Между плитками во время кладки обязательно оставлять зазоры 3 - 5 мм, вплотную укладка камней не допускается. Ширина швов должна быть не менее 3 мм. Во-первых обязательно соблюдение соответствия технологическим значениям и, во-вторых, обеспечение необходимой ширины между камнями брусчатки, позволяющей полностью затереть швы. Это нужно для обеспечения устойчивости тротуарного покрытия. Лишь хорошо затрамбованные швы вовремя эксплуатации компенсируют горизонтальные нагрузки без деформации ребер плитки.


9. Подрезка. В местах бордюров и углов дома брусчатка при необходимости подрезается, в случае если она плотно не стыкуется с ними. Элементы брусчатки режутся мокрым способом с использованием камнерезной пилы. При различных видах перевязки возможен выход половинок тротуарного кирпича при отделке краевых линий соразмерно стены дома. Накопленные в период работ подрезанные элементы брусчатки берутся при дальнейшей укладке. Косые откосы к стене дома замащиваются последними. Угол скоса брусчатки при правильной укладке всегда одинаков, а длина различается, один угол откоса может быть длиннее другого. Поэтому вымеряется длина каждого отдельного кирпича.


10. Заполнение швов при мощении. На замощенный участок сразу наносится состав для забивания швов брусчатки. Швы затираются в ходе выполнения кладки вперед. На этапе завершения работ ещё раз сверяется соразмерность швов. Состав заполнителя заделки швов должен одинаковым по составу подстилающего балластного слоя. Если для укладки подстилающего ряда миксуется смесь из измельченного песка + гравия с коэффициентом зернистости 0,4, 0,5, 0,8 мм, соответственно состав для швов будет также из песка + гравия зерненностью 0,4 мм. Состав заполнителя швов не должен просеиваться в пустоты балластного слоя. Это привело бы к непрочности мостовой. Заполнитель втираем в зазоры шва с помощью щетки с жестким ворсом.  Обильно поливаем участок водой со шланга методом мелкого распыления, не под напором, чтоб сохранить целостность шва. При поливке швов исключайте увлажнения балластного слоя, не переборщите с обилием поливки. Перед завершающим уплотнением тротуарной плитки выметаем остатки заполнителя. Для укрепления швов мостовую поливаем методом «дождевания» ещё пару дней.

11. Окончательное уплотнение. Когда произведена укладка тротуарного кирпича, его обязательно уплотняем,дав время на усадку. Утрамбовывание замощенной территории осуществляется с помощью вибраторной машинки, включенной на среднюю частоту, к нижней стороне которой прикреплена неопреновая планка, чтобы защитить от царапин дорожный клинкер и не испортить его равномерную геометрию по плоскости.  Если нет оборудования, то можно использовать горизонтально уложенную деревянную доску, предварительно очистив поверхность плитки, она должна быть сухой, уплотняем равномерно по всей поверхности от краев к середине.